На мой взгляд, экранизация "Легенды о Тиле" отличается от оригинала тем, что создатели стремились показать жизнь людей, а не вымышленных образов. Это было видно уже на этапе подготовки фильма, когда авторы заявили, что они сделают всего лишь кино, снятое по мотивам книги. Это оказалось чрезвычайно удачной затеей, поскольку в результате получилась картина, которая не только сохраняет дух и атмосферу романа, но и добавляет к нему что-то свое.
Во-первых, хочется отметить, что работа над фильмом была проделана очень тщательно. Декорации, костюмы, актеры – все было сделано на высшем уровне. Но самое главное в этой экранизации – это то, что она действительно позволяет зрителям почувствовать атмосферу того времени, причем не только через изображение на экране, но и через музыку и звуки.
Еще одна отличительная черта этого фильма – гениальная игра актеров. Каждый из них смог вжиться в образ своего персонажа так, что они стали живыми, тройничными людьми с их собственными характерами и судьбами. Это было особенно заметно у Михаила Ульянова, который сыграл роль Клааса.
Но не менее важно отметить, что создатели этого фильма сумели сохранить дух и атмосферу романа, причем не только через изображение на экране, но и через музыку и звуки. В фильме регулярно звучат классические напевы того далекого 16-го века, которые четко читаются испанские мотивы, а также произведения современного композитора Николая Каретникова.
В цветах еще больший блеск и многообразие. Насколько точно художники смогли передать краски того времени – грязно-оливковые здания, тяжелые черно-коричневые улицы. Даже насыщенные зеленые и персиковые цвета как будто нанесены на холст мастера 16 века.
Это именно та Испания, которую описывает автор романа – романтична, но грязная; солнечна, но с привкусом мерзости. И это не только через изображение на экране, но и через музыку и звуки.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что создатели "Легенды о Тиле" сумели сохранить дух и атмосферу романа, причем не только через изображение на экране, но и через музыку и звуки.
В эпоху испанской Инквизиции, когда тысячи невинных людей были сожжены на кострах за малейшее подозрение в колдовстве, возникла красочная история любви двух молодых актеров - Тилля и Неле. Их отношения на фоне суровой церковной власти и коррумпированной королевской династии стали символом надежды и свободы, хотя на самом деле они были обречены на трагический конец.
Главный герой истории, Тиль, был известным актером, который время от времени позволял себе шуточки в адрес Церкви. Но во времена суровой Инквизиции даже за малейшую провинность легко попасть на костер. Итак, однажды Тиль дошутился, и его схватили и отправили на виселицу. Однако умереть в самом начале фильма он не мог…
В центре внимания находились любовные отношения между двумя молодыми людьми - Тилем и Неле. Они с детства знакомы друг с другом и даже подумывают о женитьбе, но у судьбы свои планы на молодую пару.
Тиль и Нене были бродячими актерами, которые выступали на городских улицах, смешивая публику. И все бы ничего, если бы не слишком «острый» язык Тиля, который время от времени позволяет отпускать себе шуточки в адрес служителей Церкви.
Актерский состав фильма представлен звездами советского кинематографа, среди которых Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов, Евгений Леонов и Вера Васильева. Афиша с подобными именами должна автоматически усаживать зрителя перед экраном.
Для того времени поражает масштаб съемок. В качестве живой натуры съемочная группа выбрала европейскую часть Советского Союза, где еще сохранились частицы древней архитектуры, по своим чертам напоминающие что-то испанское.
Режиссеры сумели воплотить на телеэкране классические театральные образы. Итак, есть группа положительных героев, которым неизменно сопереживаешь, участвуешь в их жизни. Есть злодеи в лице королевской династии и Церкви.
При этом понятно, что отрицательные персонажи гораздо сильнее, а положительные обречены на поражение и страдания. Но тем и интересней смотреть, так на экране разыгрывается настоящая реальная трагедия, коих было немало в те далекие времена.
Не зря же испанскую Инквизицию считают одной из самых черных страниц в истории человечества. Даже если кому-то покажется, что короли и священники выставлены слишком жестокими, просто знайте, тогда именно так все и было. А люди, как и герои фильма страдали сотнями и тысячами. Человеческая жизнь тогда не стоила ни гроша.
История с фильмом "Легенда о Тиле" вызвала у меня глубокое впечатление. Первый раз я увидела его тайком от родителей в конце 70-х годов - такие фильмы были запрещены для просмотра лицам моложе 18 лет, поскольку они содержали сцены обниманий и поцелуев между главными героями. Но это было не только из-за этих сцен: император Карл Пятый вел себя весьма неуместно, целуя одну из придворных дам. Такие фильмы обычно смотрели в компании друзей у кого-то из подруг, когда родители отсутствовали. Мы плакали и проклинали инквизиторов того ужасного времени, желая быть похожими на отважных Тила и его друга Ламме.
Второй раз я посмотрела фильм "Легенда о Тиле" вскользь, не задумываясь о его содержании. Мне пришло в голову что-то о школьных занятиях по истории... Некоторые сцены были похожи на современные события, но отличались одеждой и методами уничтожения людей. На фоне 90-х годов это было не так важно - тогда нам приходилось больше думать об экономике, чем о духовном удовлетворении.
Позднее я прочитала книгу Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке", их приключениях - забавных, отважных и достославных во Фландрии и других странах". После прочтения этой книги у меня появились новые мысли по поводу фильма. Мне непонятно, что именно произвело такое влияние на мое подсознание...
На данный момент прошли "крутые нулые", пережито неоднократное "конец света" и все это время фильм остается жизненным! Такое впечатление, что мы ходим по кругу - любя и ненавидя, почитая и проклиная, жалеем и уничтожаем. Разница только в том, какую одежку носим и какое оружие берем в руки. Машина времени? А может прошлое напоминает нам о чем бы не повторилось в будущем?
Всякий раз пересматривая "Легенду о Тиле" я наслаждаюсь игрой актеров! Евгений Леонов играет комические роли с серьезным выражением лица, короткая роль Михаила Ульянова и мимолетное появление Веры Васильевой. В массовке - Наталья Крачковская и неповторимый предводитель слепых Игорь Ясулович. Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Лариса Малеванная, Алла Демидова и бесподобная Наталья Белохвостикова! Игра "старой гвардии" не имеет аналогов в настоящее время. Режиссерская постановка современного времени не может быть поставлена на одну линию с этой. Хотя есть режиссеры, от которых можно только восхищаться, но их единицы, и все больше "ширпотребовских"...