Российский зритель, наверное, помнит эту культовую ленту Кшиштофа Кеслевского по десяти заповедям не меньше, чем «Чаппеqua» или «Братьев Марьенгофсов». Ведь наше кино, как и в Польше, так и где бы то ни было, существует не только ради развлечения, но и ради того, чтобы передавать нам культурное наследие. А самое главное – это то, что «Десять заповедей» не просто лента, она уникальный продукт национальной киношколы.
В ней нет никакой пафосности и глобальных проблем, а есть очень конкретные истории, которые показывают нам, как люди сталкиваются с бытовыми трудностями, как они борются со своими собственными слабостями. На это не хватает даже пятидесяти минут! И все же каждая серия оставляет после себя дурное предчувствие, которое не дает покоя ни один час.
Мы чувствуем, как наше сердце сжимается от боли, и уже перестаем обращать внимание на некоторые киноредкоста и религиозную составляющую. По мере того, как мы продолжаем смотреть, мы все больше сочувствуем героям, становится ироничнее самоцитаты, тяжелее каждый момент. Неважно будут ли смешные моменты или вымышленный голландец, они не в силах избавить нас от душевной тревоги.
Актеры Кшиштоф Писивиц и Богуслав Линда сумели усилить эффект натяжения. Мне очень понравился Януш Гайош, а также порадовало появление Ежи Штура и Збигнева Замаховски. В каждой серии мы замечаем новые краски, которые раньше не успевали уловить.
Чтобы высвободить зрителя из напряжения и шока, авторы делают один разумный шаг - умелые и харизматичные актеры играют в сценках с прекрасным чертым юмором.
01. Не сотвори себе кумира - о мальчике на катке
02. Не поминай имени господа бога в суе - о дилемме верующего врача
03. Чти субботний день - о необычной встрече рождества
04. Почитай отца и мать свою - о влекущем запечатанном письме
05. Не убий - об убийстве соответственно (более полная версия выпущена под названием «Короткий фильм об убийстве «)
06. Почитай пожилых - о подглядывающем (в дополненной версии - «Короткий фильм о любви «)
07. Не укради - о молодой матери (что интересно, на скрижалях эта заповедь относится исключительно к похищению человека)
08. Не лжесвидетельствуй - об отголоске войны
09. Не прелюбодействуй - или Не возжелай жены ближнего (запланирован был и полный вариант, как «Короткий фильм о ревности «; но увы)
10. Не возжелай добра ближнего - о коллекционерах марок
Создание киноленты, вдохновленной библейскими мотивами, - дело нетривиальное, требующее глубокого понимания духовной составляющей человеческой натуры. Кесллевский сумел преодолеть эту сложность, создав эпическую работу "Три цвета", которая не только была высоко оценена в Европе, но и стала значимым вкладом в мировую культуру.
Для человека, выросшего в социалистическом обществе, такое достижение было настоящим прорывом, демонстрирующим способность переосмысливать и преобразовывать традиции в современную форму искусства. Работа Кеслевского не только разнообразила его творческую карьеру, но и стала примером того, как можно использовать старые мотивы для создания чего-то новаторского.
Серия из десяти новелл, составляющая Декалог, представляет собой уникальный опыт в киноиндустрии. Каждая новелла отличается по смыслу и сюжету, демонстрируя умение автора разнообразить свои творения. Хотя некоторые из них могут показаться слишком спорными или скучными, нельзя отрицать то, что они все равно вышли своеобразно, оригинально и самобытно.
Сериал Декалог глубоко отражает сложные темы, которые повествуются в церковных книгах запутанно и непонятно. Автор дает простую интерпретацию этих сюжетов, объясняя, почему человек в той или иной ситуации идет на нарушение заповедей. Вместе с персонажами зритель попробует понять, что толкает нас на совершение плохих поступков и на что мы готовы пойти ради прощения.
Режиссер Кеслевский ведет повествование легко, медленно, постепенно раскрывая сложную тему. Это делает его работу достойной уважения, поскольку он не навязывает зрителю мнения, а лишь показывает реальное обстоятельство дела.
Снять такое кино требует большого духовного духа. Кеслевский был таким человеком и в результате получилась выдающаяся кинокартина. Его труд будет помнить все, и каждый эпизод Декалога будет долго обсуждаться.
Появление последователей, которые подхватывают знамя мастера Кеслевского, - это приятное явление. Хотя им пока не всегда хватает мастерства, но они начинали с документалок, как и сам Кеслевский, и кто знает, вдруг из этих режиссеров в дальнейшем выйдет толк.
За Декалог хочется сказать огромное спасибо! Теперь и я после просмотра этого фильма как-то осознал свою духовность и осмыслил все, что должен был. Небольшое чувство ностальгии и грусти...Это очень хорошо, что есть такие произведения искусства.
Наконец-то пришло время отведать Декалог - это серия 10 фильмов, созданных в течение 1988-89 годов Кшиштофом Кесьлевским, титаном польского кино. Итак, я наконец-то приступила к просмотру этого величественного творения. Зная, что Декалог – это не что иное, как десятизаповедной кодекс, который повсеместно обыгрывается в этих фильмах, я была готова с головой окунуться в мир простых человеческих жизней.
О впечатлениях. Мне понравились эти фильмы - они были сделаны без излишней заумности и хитроумных уловок. В каждом из них можно увидеть обычную человеческую ситуацию, которая могла произойти с каждым из нас. Иногда их сюжеты перекликались между собой, как в случае с восьмым фильмом, где героиня рассказывает историю, а иногда они были совсем не связаны напрямую, но зато полны таких нюансов и намеков, что хочет сказать автор.
Наверное, многим известно, что каждый из этих 10 фильмов имеет своё название - Декалог 1, Декалог 2 и т. д., а значит, зритель сам должен попытаться понять смысл каждого из них, не полагаясь на названия.
Фильмы, прежде всего о людях и их отношениях друг с другом и о том, как они решают свои проблемы и что руководит ими при этом, часто вполне благие намерения или же совсем не те. Например, в одном из фильмов главный герой обещает женщине, что ее муж умрет, чтобы сохранить ребенка, так как он не был от мужа, но в итоге все кончается хорошо.
Итак, некоторые истории очень трагичны, а некоторые драматичны, а последний из них - это трагикомедия. Но одно можно сказать точно - каждая из историй вполне жизненные и могут произойти с каждым из нас.
Я считаю, что я рекомендую всем, кто еще не видел эти фильмы, обязательно посмотреть их, потому что они действительно отличные и поразительны.
Искусственное произведение высшего порядка, лишенное преувеличения, действительно является сокровищем. Хотя «Декалог» был снят более двух десятилетий назад, он не потерял ни капли актуальности в течение этого времени. Это телесериал нельзя смотреть лениво, он требует абсолютного сосредоточения и взгляда на каждую деталь, появляющуюся на экране. В общей сложности 10 серий, но каждая из них богата высоким смыслом. Каждая посвящена одной из Христовых заповедей, представленных в картине через простые и привычные для всех нас ситуации.
Каждая серия содержит некую сокровенную истину, которая, как правило, остается без внимания нами ежедневно. Показанное на экране заставляет всерьез задуматься о своих действиях, оценить собственные поступки и задать вопрос самому себе: «А правильно ли я поступаю и живу?» Следовательно, это трудно назвать телесериалом в классическом понимании этого слова. Серии не связаны между собой и являются вполне самостоятельными картинами со своим началом, развитием сюжета и концовкой.
Например, у многих людей не получается смотреть больше одного эпизода в день. И это не потому что они скучные. Напротив, каждая серия «Декалога» рождает внутри таких эмоций, которые хочется как следует пережить и откупорить их до конца, прежде чем включить продолжение. А общее понимание увиденного у каждого человека, естественно, свое.
Вот почему этот телесериал так необходим в наше время. Он напоминает нам о важности мыслей и действий, которые мы совершаем ежедневно. «Декалог» не просто телесериал – это сокровищница человеческого опыта, которую каждый человек должен увидеть и понять.