Представляя собой сокровищницу русской классики двадцатого века, экранизация «Маленьких трагедий» оставляет неизгладимое впечатление на зрителя, воплощая в себе высотку русского кинематографа. Базируясь на новеллах великого Пушкина, кинолента не знает понятий второстепенных ролей.
Исполнение новеллы «Моцарт и Сальери» до сих пор вызывает у меня искреннюю симпатию. Воплощая в себе совершенную музыку и профессиональное воплощение образа Сальери, сыгранного знаменитым актером Иннокентием Смоктуновским, персонаж Моцарта, исполняемый Валерий Золотухин, не менее известным актером, поднимает вопрос о таланте. Как жить, если ты поныл и знаешь, что при всех своих достоинствах ты бездарен? Эта же проблема поднимается в новелле «Импровизатор». В сюжете этой новеллы принимают участие два актера, которых любят наши зрители: это Георгий Тараторкин, играет персонаж Чарского и актер Сергей Юрский, исполняет роль Импровизатора. Играют вдохновенно!
Персонаж Чарского мучается может быть даже больше, чем персонаж Сальери, который поглощает плоды удовольствия, приносимые жизнью. Это музыка и женщины. Герой Чарский не может разделить любви одной из красивейших женщин (эту роль превосходно сыграла Наталья Данилова, светская львица), его внутренняя борьба не позволяет вдохнуть прелесть жизни, позволить себе маленькую радость.
В этой сюжетной линии, показан талант режиссера Михаила Швейцера. Жизненный путь Чарского он органично вписывает в замысел великого писателя Пушкина. Посмотрев новеллу «Пир во время чумы» открыла для себя актера Александра Трифонова, который сыграл персонаж Вальсингала. Актер Александр Трофимов – актер высочайшего мастерства, завораживающая магия взгляда, голоса! Талантлив во всем – сыграть стихи, прожить стихи, смочь слиться с поэзией.
Режиссерская работа Швейцера – это произведение тонкое по своему исполнению, но «Маленькие трагедии» подняли мастерство и талант режиссера на новую недосягаемую высоту, в масштабе не только советского кинематографа, но и мирового.
Культурное явление, насыщенное талантливостью и гениальностью, которое поразительно потрясает и заставляет задуматься об этических дилеммах. В нем находят отражение поразительные личности: выдающийся Моцарт, хитроумный Сальери, знаменитый Гете, талантливые Высоцкий, Смоктуновский и Швейцер. Фильм «Маленькие трагедии», снятый на основе грандиозного произведения Александра Сергеевича Пушкина, затрагивает всеобъемлющие темы: Добро и Зло, Вероломство, Гений... В нем невозможно найти «мелочности» в жизни людей. Фильм поднимает фундаментальные и сложные вопросы, которые не имеют четных ответов.
Просматривая все серии этого шедевра советского кинематографа еще раз, мне снова и снова становятся очевидны противоречия между надуманными и непрочными представлениями о честности и достойности, на которых сейчас выживает цивилизация.
Например, почему бес в исполнении великолепного актера Николая Кочегарова такой похожий на Пушкина? В какой момент Гений превращается в Злодейство, а Талант граничит с Посредственностью? Кто становится причиной тех жизненных трагедий: мнимый «темный человек» или твоя собственная сущность, грязная и замаранная частичка души, которая вмещает всех палачей, злодеев и мучителей?
Это легендарный фильм о людях, которыми может стать каждый.
Искусство постановщиков заметно уже на первый взгляд - их профессионализм и ответственность предвосхищают ожидания зрителя. Актёрский состав был подобран с исключительной тщательностью, что привело к созданию уникального шедевра в отечественном кинематографе. Высоцкий и Смоктуновский - два выдающихся артиста, прославившихся своими талантами, и их игру можно считать одной из лучших в истории нашего кино.
Очаровательная новизна заключается в том, что некоторые актеры использовались в нескольких трагедиях одновременно. Хотя я и не стану утверждать, что все персонажи безупречны, мне представляется, что Тараторкин, Юрский и Бурляев не особенно выделяются своими актёрскими навыками.
На мой взгляд, среди трагедий особой удачей пользуются "Пир во время чумы", "Фауст", "Моцарт и Сальери" и "Скупой рыцарь". Отличительной чертой этой коллекции является сосредоточение внимания на психологических характеристиках главных героев, что привело к созданию наиболее сильных новелл. Это особенно очевидно в преображениях Смоктуновского - он был так полностью погружен в свои персонажей, что во время его монологов я чувствовала себя подчиненной одной и той же мысли.
Я также хотела бы заметить блестящую игру Золотухина, но увы, некоторые из актеров просто портят картину. Мне жаль их присутствия, так как оно делает досматривание этого увлекательного зрелища не особенно привлекательным.