Министерство культуры и информации не скупилось на титульную роль, но последовательно отказалось от дальнейшего финансирования сериала, что привело к его разрушению, как тщательно спланированного механизма, так и индивидуальных судеб четырех главных персонажей. В итоге вместо того, чтобы стать масштабным проектом на 20 серий, «Класс '09» оказался малозаметной дамской игрушкой в павильоне студии.
Начавшись как тонкий психологический триллер с глубоким пониманием человеческих страстей и их взаимосвязей, он резко сменил стилистику и превратился в клишированный боевик. Вместо того чтобы следовать единой логической линии, разоблачившей сложную динамику общества, «Класс '09» превратил персонажей в схемы, а события - в бесполезные обрывки, которые можно было понять лишь предположительно.
При взгляде на мучения создателей сериала: режиссеров, сценаристов и актеров, пытающихся втиснуть исходную масштабную идею в прокрустово ложе мини-сериала, испытываешь одновременно разочарование и досаду. Как можно было так расправиться с многообещающим проектом?!
Да, этот сериал можно посмотреть и попытаться увидеть в этом обрезанном, ужатом, вымученном зрелище тень того шедевра, каким бы он мог стать.
Единственное явное достоинство сериала - это четко продемонстрированная "карта" развития современного общества. Ведь сериал «Класс '09» перестанет быть фантастическим уже примерно через 10 – 15 лет. Он превратится в документальный. И это по-настоящему страшно.
Создатели сериала "Класс '09" предприняли смелую и, по моему мнению, удачную попытку синтезировать жанры криминальной драмы с фантастикой, создав богатую и сложную ткань. Физиономия судеб героев прослеживается в трех разнобайтовых временных слоях: далеком прошлом, где они - курсанты "Квантико", настоящем, в котором каждый из них - действующий агент ФБР, и сравнительно недалеком будущем. Авторы этого шедевра не ускоряют темп, отдавая предпочтение тщательному развитию характеров героев и кропотливому выстраиванию их взаимоотношений, в результате чего сериал получается мудро обставленным. Такой подход неизбежно отталкивает часть зрительской аудитории, ожидающей от криминальной истории активных событий и от фантастики – известной упрощенности ради зрелищности. К сожалению, разочарование зрителей может оказаться пагубным для шоу, так как это уже произошло со светлым сериалом "Вдали", который был закрыт после первого сезона, в то время как откровенно клюквенный "Флэш" успешно преодолел планку девяти сезонов. Тем не менее, для зрителей, готовых к серьезной драме с элементами фантастики, "Класс '09' станет настоящей находкой, а его создатели и сценаристы сделают все возможное, чтобы удержать аудиторию на буксире.
Шоураннером сериала выступил Джо Роберт Коул, известный по работе над сериалом "Американская история преступлений", исполняющий обязанности продюсера и режиссёра, что позволяет ему в точности выстраивать сериал по своей задумке. Сценарий разрабатывал Том Роб Смит, работавший с Коулом над "Американской историей". Сложенный авторский тандем дополняется отличным кастингом.
Не уверен, что "Класс '09' продержится достаточно долго, ведь в последние годы тенденция закрывать любой фантастический сериал, который требует от зрителя определенных мыслительных усилий. Однако если глубоко проработанная многослойная драма для вас интереснее, чем лихие погони и драки на лазерных мечах, то вам точно стоит потратить свое время и внимание на этот сериал.
Наконец-то мы имеем дело с сериалом о ФБР, который сумел удачно перелить глубокий и разумный сценарий на экран, применив нелинейный монтаж с непредсказуемыми поворотами. Похожие сравнения с Minority Report уместны, но мне кажется, что эта история поднимает вопросы относительно этических последствий, расставляя акцент на другой плоскости и учитывая прогресс технологии, который стал более чем достоверным за 21 год после выхода фильма. Сегодняшняя реальность не является фантастикой, а скорее вполне вероятной перспективой ближайшего будущего. Этот сериал сосредоточился в первую очередь на этических аспектах проблемы и более детально раскрыл мотивацию людей, которые приняли роковое решение - страх перед безопасностью, обретшей цену нарушения прав человека на приватность и вторжение в частную жизнь граждан. В последнее время мы наблюдаем все чаще игнорирование фундаментального принципа права – презумпции невиновности, которая нередко пренебрегается не только при проведении судебных заседаний и следственных мероприятий, но и бездоказательно объявляется человеком преступником в социальных сетях. Антиутопия, готовая снести границы личности, становится всё ближе.