Историческая эпопея, воскрешающая реликтовое время, когда люди были guided by принципы и ценности. К сожалению, в наше время у нас есть серьезные проблемы со следованием этим принципам. Цивилизация комфорта превратила убеждения в предрассудки, а жертвенность – в абсурд. Сегодня комфорт стал главным из всех благ.
Суетливые и ядовитые телевизионные развлечения - это не кислород для нашего разума. И тут Досталь снова спасает ситуацию своим живым искусством, возвращая нам чувство духовности и идейность. В его героях – презумпция духовности: персонажи живут и умирают ради своих убеждений. Это действительно настоящий сериал. Но что делает его так убедительным? Это тайна таланта создателя.
Преследуемые властью верующие фанатики, такие как протопоп Аввакум (Алексей Коротков) и Маркова (Дарья Екамасова), непредсказуемо вдохновляют. Они показывают тщетность власти против крепости духа человека. Это действительно потрясающая игра!
Создатели фильма называют его фреской, и это действительно так. Как создание богомаза, этот фильм имеет моменты жанровой условности. Так повседневная речь в общении героев почти не существует. Они говорят высокопарно, как если бы время не существовало. Единственное, что показано скупо – бытовые подробности. Создается впечатление, что Досталь игнорирует историческую герменевтику. Нам отказано в праве на полную идентификацию с людьми 17-го века. Повествование идет в определенной близости, но без фамильярности. Следовательно, внимание зрителя всегда подвергается исправлению автором снизу вверх.
Хорошая актерская игра тоже дала положительное мнение. Многим это удается. Очень красочный патриарх Никон (Валентин Гришко) – наиболее реальный в психологическом плане герой. Он активный и самолюбивый, но переоценил свою харизму. Целостный в своей двойственности царь Алексей Михайлович (Дмитрий Тихонов) – трагедия нравственной личности во власти. Весьма зрелая точка зрения на политику. Кроме того, в фильме много деятелей церкви с несвойственными им грамотными лицами. Но может быть так, что этим им и нужно быть?
Натуральная работа тоже была очень хорошей. Монастыри, избы, палаты – все эти образы выглядели как настоящие со первого взгляда. Художники по костюмам настолько амбициозно подошли к проекту, что спокойно можно было ввести новую моду под брендом «Raskol».
Но есть и недостатки. Хотя фильм носит твердый исторический подтекст, сценарий слишком компактен по времени. Действия протекают в течение двух десятилетий. Поэтому были бы кстати текстовые датирование и уточнения географического расположения. Трагические упоры и битвы показаны очень скупо – это действительно было уменьшено из-за маленького бюджета фильма. Это важно, поскольку это важная часть цивилизации.
Но все это детали. Произошло главное: Россия оглянулась назад, вспомнила что-то, что ей напомнило об идейности и убеждениях. И это очень важный аспект.
В отечественном кинематографе редко можно встретить достойные работы, которые придерживаются правдивости в историческом вопросе, не позволяя себе вольного отношения как к исторически фактам, так и к персонажам. Сейчас создатели кино практически не придерживаются правдивости в историческом вопросе, позволяя себе вольное отношение как к историческим фактам, так и к персонажам. Такие фильмы смело можно называть обыкновенной халтурой, которые не представляют никакой ценности и будут малоинтересны для мало-мальски образованного зрителя.
Кино от Николая Досталя получилось на редкость мудрым, проникновенным и вдумчивым, без надоевших штампов и заигрываний с публикой. В каждом слове, в каждом жесте персонажей чувствуется глубина и какая-то самобытная красота. Это историческое кино не является пропагандой православия, скорее, после его просмотра возникает много вопросов к РПЦ.
Очень хорошо отражены диалоги в фильме «Раскол». Чувствуется такое тонкое, бережное, я бы сказал, ювелирное отношение к каждому слову. Фразы поражают своей осмысленностью и взвешенностью. Сценаристами проделана очень кропотливая работа, которая позволила так точно предать язык церковнослужителей, простых людей, царя.
Очень хорошо отражена одежда, предметы, весь уклад того времени в фильме «Раскол». Это же огромный объем работы! Каждый кадр снят как отдельное произведение искусства. Работа над этим проектом была не просто технической, а скорее творческой и художественной.
Николай Досталь смог сделать то, что большинству отечественных режиссеров уже просто не под силу – снять качественное историческое кино. Он смог сделать это без фальши, назидания или нравоучений. С каждой своей новой работой этот режиссер растет и матереет.
Я очень жду выхода его фильма на DVD. У меня уже есть в домашней коллекции его фильм «Завещание Ленина», который произвел на меня такое же сильное впечатление, как и «Раскол». Хочется сказать большое спасибо всем создателям этого чудесного фильма, у которых хватило силы и смелости запустить такой мощный проект.
Очень хочется, чтобы этот фильм показывали по всем каналам, и с ним могло ознакомиться как можно большее число зрителей! Фильм «Раскол» – это не просто история, это путеводитель к пониманию того времени и культурному наследию нашей страны.
Серия кинолент, посвященных историческим событиям, часто воспринимается как приземистая и невыразительная в сравнении с современными производствами. Однако случилось чудо - я наткнулся на достойную киноленту! "Раскол" захватывает внимание своей точностью в отражении исторических реалий, что делает его отличным выбором для тех, кто ищет правдивое представление о далеком прошлом.
Например, события середины 17 века, период Никоновских реформ, в котором Церковь была разделена на "никониан" и "старообрядцев", тщательно описаны без излишней фантазии. Это позволяет зрителю глубже понять контекст и влияние этих событий на общество. Фильм также подчеркнул важность веры в Бога, которая часто приводила людей к жертвам ради нее.
Актерский состав органично вписан в общую картину России того времени, что еще больше усиливает чувство правдивости и достоверности истории. Кинолента также радует отсутствием пафоса или ненужной недосказанности, что так характерно для современного кино.
Костюмы и предметы быта воссозданы с таким тщательством, что они не вызывают чувство отторжения у зрителя. Традиции и общение, изображенные в фильме, также очень близки к тому, что царило в Руси несколько столетий назад.
На самом деле об этом фильме можно разговорить очень много. Музыка живых музыкальных напевов так трогает за душу! Они не дают нам забывать, откуда и кто мы… Фильм "Раскол" действительно сильное кино, которое может не растрожать даже самого скептического зрителя. Режиссер Николай Досталь вместе со своей съемочной командой смог сделать живое и настоящее кино, в котором идет речь о простых земных чувствах, о нашей с вами родной русской земле.
Это действительно сильное кино, которое не может не растрожать даже самого скептического зрителя!