Вспомнив советские экранизации сказок Ганса Христиана Андерсена, на меня навалилась ностальгическая волна по счастливому и бесшумному детству. Однако, пересмотрев картину уже будучи взрослой, я начала замечать подробности, которые ранее ускользали от моего внимания, что привело к совсем другому восприятию произведения. Впечатление от него оказалось не столь впечатляющим, несмотря на то, что образ сказочника получился довольно удачным. Однако в нем отсутствовала душа самого Андерсена, которую я ощущаю при чтении его книг. Аналогичная ситуация была и с остальными героями, которые оказались не слишком выразительными и блеклыми на фоне других персонажей.
Сюжет фильма был сплетен из экранизаций нескольких произведений автора, таких как «Девочка, наступившая на хлеб», «Тень», «Новое платье короля» и «Золотой мальчик». Исторія была скомпонирована таким образом, что сам автор сказок Андерсен обнаруживает, что от него ушла сказка. Вместе с соседским мальчишкой он отправляется на поиски сказки. Вскоре мальчик возвращается домой, так как его позвала мама, а автора, продолжающего свои поиски, впереди ожидали невероятные приключения, полные новых открытий и встреч.
Многосерийный фильм оказался довольно мрачным, что подчеркивало осенняя гамма цветов и пастельные тона. Некоторые моменты отдельно могли напугать сильнее фильмов ужасов. Следовательно, картину сложно назвать детской, хотя для детей она скорее будет просто не интересна. Учитывая, что снята она была аж в 1979 году, это особый факт, который также следует учитывать.
Произведение имеет философский подтекст, который явно непонятен маленьким детям, особенно в довольно тусклой и пессимистичной атмосфере, подчеркнутой соответствующими тусклыми красками. Хотя я и не помню, каким сериал казался мне в далеком детстве, сейчас в нем нет ничего особенного.
Идея экранизации было безусловно пронзительно замечательной, а самые сказки Андерсена в них также были неоспоримым делом добра, поскольку они с полным правом можно назвать живописным описание бытия со всеми его красотами и уродствами. Но насколько же все это бездарно и глупо было экранизировано! Словно школьная постановка для спортзала, в котором на скорую руку установили театральный помост, все мрачно, грустно, а главное - все несчастны. Актеры натыкаются друг на друга, теряют свой инвентарь, выпадают из кадра. На них намотаны какие-то странные костюмы, второстепенное повествование растянуто, а основные сюжеты сжаты и скомканы.
Все это пытались украсить песенками, но и текст и мелодии - полнейший ужас! Редко (хотя это и не так часто), проскакивают умные фразы и диалоги, вложенные в уста того или иного героя. Но эти искорки здравого смысла теряются на фоне остального безобразия.
Общее «послевкусие» крайне печальное. Как бы нарочно все хорошее, написанное Андерсеном авторы данного антишедевра пытались затоптать и отбить интерес к сказкам великого датского писателя. А в результате получилось то, что невозможно назвать не чем иным, как абсолютной трагедией!