Сложившийся в результате долгих лет размышлений и сравнения версия того, что является лучшим экранизированным фильмом из классической трилогии Алексея Толстого "Хождение по воды", остается туманной и неопределенной. И это вполне понятно, поскольку каждая отдельная серия имеет свои уникальные достоинства, которые в конечном итоге создают сложный и динамичный картину.
Версия Рошаля, посчитавшаяся мне одной из лучших, несмотря на некоторые ограничения сценаристов, удалось запечатлить все тонкости романа в трех часовых сериях. Однако это и понятно: при попытке обложить содержание книги на одну съемку необходимо было очень сильно сократить все события и персонажи. Поэтому не удивительно, что некоторые зрители оказались ошеломлены увиденным.
Классическая трилогия имеет свои достоинства, среди которых можно выделить яркость и интересность каждой отдельной серии, участие в проекте множества людей, натурные съёмки и неплохие костюмы. Актерская игра также была на достаточно высоком уровне, поскольку в то время советские фильмы славились своей безупречностью.
Однако, как известно, специфика игры в прошлом имеет свои особенности, среди которых можно выделить театральность и выражение лиц. Это все равно факт, с которым многие знакомы. Вместе с тем, не могу не заметить, что написанное в романе было интерпретировано в фильме в другом ключе.
Фильм упростил картину до крайности. Белые показаны здесь животными, а красные праведниками. В книге же все более сложно и интереснее представлено. Например, эпизод со стрельбой в женщину, которая держит ребенка, показан дьявольски. Ротмистр Мекке выведен как сатана, явно здесь уже не идет речи о мотивах. Просто фашист и каратель.
Слишком много поменяли, слишком много недодали. Тут почему-то Корнилов начинает говорить о карательных отрядах! Но в совещании под Екатеринбургом, в трудах Толстого подобного не было. Да и Деникин, генерал, был против расстрелов пленных и не разрешал их проведение. Если кто ослушивался, то следовали серьезные последствия. Но в фильме он сам отдает приказ отвести подальше и застрелить.
Слишком уж это вразрез с произведением идет. Так и хочется сказать: «Не хорошо, товарищи, поступаем!». Офицеры показаны красивыми внешне, но гнусными душевно, неприятными и омерзительными. Да и были ляпы в фильме, конечно.
Но говорить о них не буду, так как понимаю, что нарисованные декорации вместо реальности были необходимы, да и в те времена и в зарубежных работах тоже к такому прибегали.
Если сравнить книгу и фильм, то книга лучше. Я бы мог сказать, что не все будут читать, но многие посмотрят кино, и это хорошо и плохо. Так как в кино расставлены свои акценты, а образы многих центральных персонажей отличаются от того, какими они были показаны в книге.
Да и вообще историю меняют везде. В сериале приняли участие бесподобные актеры и актрисы. Руфина Нифонтова, Гриценко Николай, очень они мне пришлись по душе, их герои Катя и Рощин превосходно показаны. Михаил Козаков проявил себя хорошо, Наталья Кустинская порадовала.
Конечно, упрощение героев – это необходимость для кино, но иногда это переходит границы, слишком странно и театрально выглядел Лева Задов, Махно и Сорокин.
Фильм я советую посмотреть, но книга будет информативнее, да и в ней больше подробностей, вы больше поймете. Там больше персонажей и смысл совершенно иной.